С травлей в школе – буллингом – так или иначе сталкивались многие. Кто-то был жертвой, кто-то – агрессором, а кто-то – наблюдателем. Рассказываем, что нужно знать о травле, и что делать, если жертвой буллинга стал ваш ребёнок.
ЧП в Ивантеевке заставило родителей и специалистов в сфере образования задуматься о проблеме травли в школе. В точных причинах случившегося еще предстоит разобраться, но есть подозрения, что напавшего на учителя подростка к такому поступку подтолкнули именно конфликтные отношения в классе и насмешки со стороны сверстников.
Проект «Дети Mail.Ru» провел опрос на тему травли. У 55% опрошенных родителей дети сталкиваются с системными проявлениями агрессии в детских коллективах. Причем 18% пользователей указали, что это происходит регулярно.
80% опрошенных уверены, что травля, которой подвергаются в школьном возрасте, негативно отразится на психике ребёнка.
Признаки травли – намеренность, повторяемость, неравенство сил
Дружить против кого-то – явление для детей обычное. Им важно пережить сплоченность, причем объединить может как что-то положительное, так и – не очень. В последнем случае группа школьников «дружит» против одного-двух человек. И попасть в эту категорию «отверженных» может практически любой ребёнок.
Агрессор зачастую сам является бывшей жертвой. Возможно, он не имеет поддержки дома (его там могут унижать, даже бить). Однако дети, которых родители любят и уважают, тоже могут стать агрессорами в школе – если родители дают им понять, что относятся к ним так только на определенных условиях.
Помимо зачинщика травли, его поддержки и жертвы есть так называемая «нейтральная зона». Эти дети сами боятся стать объектом насмешек, поэтому предпочитают ничего не замечать.
Важно отличать школьную травлю от обычной ссоры между детьми. Верные признаки травли – намеренность, повторяемость и неравенство сил.
Руслан Ткаченко, председатель московского городского родительского комитета: «Травля случается там, где детям, вынужденным находиться вместе, нечем заняться. Их не увлекает учеба или кружки, у них нет особо близкого общения дома. Поэтому и начинается поиск жертвы».
Жертвой травли может стать почти любой ребёнок
Наши представления о травле в школах полны стереотипов. Нам кажется, что ребёнок станет жертвой агрессии, если он в очках, слишком полный, слишком худой, с кудрявыми волосами (нужное подчеркнуть). За этим утверждением легко сделать вывод: ребёнок сам виноват в том, что кому-то не понравился. Причем не понравился даже не прилагая к этому каких-либо усилий.
Между тем, жертвой травли может стать каждый. Нужен просто повод зацепиться. Можно быть отличником или двоечником, уметь рисовать или нет, иметь гаджет последней модели или ходить без него – и травить будут именно за это. Правда, психологи отмечают, что у жертв буллинга все же есть одна общая черта – они более других чувствительны к действиям окружающих.
«Такие дети, как правило, сразу же отзываются на издевки. Они плачут, злятся, прячутся, – говорит психолог Людмила Николаева. – Именно такого поведения и добиваются агрессоры. Более того, жертве часто приходится непросто и дома. Посудите сами: ребёнка толкнули в грязь, туда же кинули рюкзак, и от родителей он услышит не похвалу. Обычно его спрашивают где он так извалялся, наказывают. То есть ребёнок испытывает двойную агрессию: в школе и дома».
Обращайте внимание на «тревожные звоночки»
Даже если у вас с ребёнком доверительные отношения, он не всегда первым начнёт разговор о травле. Причин может быть много: стеснительность, робость, боязнь получить осуждение, угрозы со стороны обидчиков. Поэтому для начала – присмотритесь. Ссадины, синяки, сломанные личные вещи, раздражительность или несвойственная ребёнку молчаливость могут быть тревожными звоночками. Только вы знаете, какое поведение свойственно вашему ребёнку, и какие симптомы для него нетипичны.
«Ребёнок может ничего не говорить конкретно о происходящем в школе, но «подавать» другие знаки, – говорит Андрей Гончаров, клинический психолог, специалист в области социальной терапии. – Например, резко пропадает аппетит. Или ребёнок заявляет, что вся его одежда выглядит ужасно, нужно купить новую. Постоянно теряет карманные деньги. Такие моменты не обязательно говорят именно о травле, но насторожиться стоит».
Не нужно думать, что подобные проблемы в школе – что-то несерьезное, преходящее. Школьный буллинг – не средство для закалки характера и ничем полезным обернуться не сможет.
Скажите ребёнку: «Я тебя люблю. Мы справимся»
Если подозрения оправдываются, покажите ребёнку, что он больше не находится один на один с проблемой. Задавайте наводящие вопросы и узнавайте детали случившегося: что происходит, кто участвует, как относится к этому учитель.
«Если ваш ребёнок стал жертвой травли, скажите ему две вещи. Первое — «Я тебя люблю, и мы справимся вместе». Второе — «Ты ни в чём не виноват, — советует психолог Андрей Гончаров. — Успокойте его и обеспечьте ощущение защищённости. Не нужно рвать и метать. Никому не будет легче от того, что вы раздражены и не контролируете свое эмоциональное состояние».
Научите ребёнка правильно реагировать на травлю
Научите ребёнка задавать обезоруживающие вопросы обидчикам. Например, «Для чего ты это сделал?» Внятно и чётко ответить нападающий вряд ли сможет, что на время сможет вывести его из равновесия. Объясните, что сам ребёнок-жертва ни в чем не виноват. Он любим родителями и друзьями, а с травлей может столкнуться каждый.
«В России популярно решать проблему кулаками, – комментирует психолог Людмила Николаева. – И если ребёнок не хочет или не может ответить агрессору, родители говорят ему: “Ты что, не можешь за себя постоять?” Это в корне неправильно. Ребёнка нужно выслушать и помочь, а не отмахиваться, как от назойливой мухи».
Остановить буллинг может только взрослый
Не стесняйтесь просить классного руководителя повлиять на ситуацию.
«Буллинг никогда не проходит сам по себе, – говорит психолог Андрей Гончаров. – Если в коллективе создались условия для травли, остановить ее сможет только взрослая сознательная уравновешенная личность. Если такой взрослый не вмешается, дети будут руководствоваться стадными инстинктами. Ни к чему хорошему это не приведет».
Кстати, в Законе «Об образовании» прописано, что ответственность за физическую и психическую безопасность ребёнка лежит на учебном заведении. Естественно, речь идёт о времени, когда ребёнок в этом заведении находится.
Стоит насторожиться, если над ситуацией будут посмеиваться: сами, мол, разберутся. Твердо стойте на своем, подключайте школьного психолога. Буллинг – это ненормально, и сам по себе он не проходит. Как правило, даже сами обидчики не всегда могут понять, зачем они снова и снова продолжают свои нападки. Поэтому помощь взрослого необходима.
«Есть важный нюанс: иногда классный руководитель не очень погружен в жизнь класса, он выполняет свои обязанности формально, – говорит Руслан Ткаченко, председатель московского городского родительского комитета. – Соответственно и решить проблему травли не сразу сможет. Я бы обратился к тем учителям-предметникам, на глазах которых происходила травля. И, конечно, поговорил бы с директором. Но всё это нужно делать только после разговора с самим ребёнком».
Обсуждайте все шаги вместе
Выйти на разговор с родителями обидчика – ваше право. Но будьте готовы к тому, что общение может не принести результата. Родители могут настаивать на том, что их ребёнок идеален, могут отстраниться от ситуации. Однако донести до них, что это именно травля, а не безобидная шалость – необходимо.
«Перед тем как связываться с родителями агрессора, обсудите этот шаг с ребёнком, – советует психолог Людмила Николаева. – Он не должен узнавать о ваших действиях внезапно. Ему и так сейчас приходится непросто. Проговаривайте свои действия и объясняйте, почему вы считаете нужным поступить именно так». Таким образом ребёнок будет чувствовать, что контролирует ситуацию.
Не бойтесь забрать ребёнка из школы
Заберите ребёнка из школы, если вы понимаете, что нахождение там для него травматично — на время, или насовсем, с последующим переводом в другое учебное заведение.
«Самое главное, что нужно ребёнку-жертве – это чувство безопасности, – говорит психолог Андрей Гончаров. – Если ситуация в школе критичная, не ждите её разрешения или перевода в другое заведение. Заберите ребёнка на время домой. Пусть он побудет в безопасном для него месте, перестанет видеть обидчиков. Дайте ему такую передышку. Помимо этого, я бы рекомендовал отвести школьника к психологу. Вместе с ним он проработает эти обиды, проговорит ситуации в игровой или другой форме».
В конфликте всегда оценивайте – стоит ли игра свеч. Надо ли вам бороться и дальше за место в школе, где абсолютно спокойно смотрят на травлю?
В российских школах нет общей политики в отношении травли
В Европе уже несколько десятков лет действуют специальные программы, которые направлены на предотвращение детской травли. В Норвегии, к примеру, такая программа помогла сократить количество жертв буллинга вдвое. А в британских школах существуют так называемые «школьные суды» для разбора подобных жалоб.
Во многих странах психологи попеременно встречаются то с объектом травли, то с агрессором, чтобы потом устроить им очную встречу и решить проблему. На травлю в школе в свое время жаловалась и шведская принцесса Виктория, которая теперь посвящает много сил борьбе с ней. В конечном итоге травля в школе не связана с социальным устройством страны. Она зависит от психологических особенностей каждого человека. Однако в российских школах до сих пор нет общей политики в отношении буллинга.