Банк распространял ненадлежащую рекламу финансовой услуги

Ранее в ФАС России на рекламу «……… Банк» пожаловался гражданин. В ней крупным шрифтом указывалась привлекательная для потребителя информация о процентной ставке по кредиту от 4%. Однако данные об иных условиях, влияющих на стоимость кредита и возможность участия в акции (сумма, срок, условие о заключении договора страхования и пр.), размещались в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом в течение короткого времени. Таким образом, потребители получали неполную информацию обо всех условиях, определяющих стоимость кредита.
Антимонопольное ведомство признало рекламу ненадлежащей*, выдало предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе и оштрафовало «…….. Банк». Компания отчиталась об исполнении предписания, однако демонстрация ненадлежащей рекламы продолжалась.
За неисполнение предписания ФАС России возбудила административное дело и оштрафовала банк на 400 тысяч рублей в соответствии с КоАП РФ.**
*2.4 статьи 19.5 КоАП РФ
***Часть 3 статьи 28, часть 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
ФАС: банки обязаны указывать диапазон значений полной стоимости кредитов и займов в рекламе
Соответствующий закон вступает в силу 23 октября 2023 года*
В рекламе кредитов или займов с указанием процентных ставок должны также быть указаны сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита в процентах годовых. Это значит, что не допускается указывать в рекламе только привлекательную информацию – например, минимальную ставку, которая зачастую устанавливается не на весь срок кредита или требует соблюдения дополнительных условий.
Информация о диапазоне значений полной стоимости кредита (ПСК) должна быть указана до упоминания о процентных ставках, а шрифт должен быть не меньше шрифта, которым указана ставка. Требование об указании диапазона значений ПСК касается и рекламы со звуковым сопровождением. Норма будет применяться к любым потребительским кредитам, в том числе ипотечным.
При этом сохраняется обязанность в рекламе кредитов и займов указывать все условия оказания таких услуг, влияющие на сумму расходов, которую понесут заемщики, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Изменения позволят потребителю видеть в рекламе полную стоимость кредита, более осознанно рассчитывать свою финансовую нагрузку, что будет способствовать пресечению практик, которые могут вводить заемщиков в заблуждение.
*Федеральный закон от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»