«Деятельность управляющих компаний станет прозрачнее, а жители многоквартирных домов смогут контролировать, на что потрачены их средства», — заявил Председатель ГД Вячеслав Володин
Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании приняли в первом чтении поправки в Жилищный кодекс РФ об отчете управляющих компаний перед жителями многоквартирных домов.
Как отметил Председатель ГД Вячеслав Володин, «после принятия поправок в жилищном законодательстве появится единая форма годового отчета управляющих компаний перед жителями многоквартирных домов».
«Это позволит сделать деятельность управляющих компаний прозрачнее, а их отчеты — максимально публичными. Сейчас требования к форме таких ежегодных обязательных отчетов перед жильцами отсутствуют, что затрудняет получение ими объективной информации о стоимости и качестве проведенных УК работ», — сказал Вячеслав Володин.
«Скрывать обязательные сведения уже не получится, а значит, гражданам станет проще контролировать, на что потрачены их средства», — заявил Председатель ГД.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 2024 год
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи Жилищного кодекса Российской Федерации»
Законопроект направлен на повышение прозрачности деятельности управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК, усиление контроля собственников за их деятельностью. В настоящее время Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) предусматривает обязанность управляющей организации ежегодно в течение первого квартала каждого месяца предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Однако требование о форме такого отчета не содержится в Жилищном кодексе.
Подзаконные документы также не содержат данного требования. В связи с внедрением Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ) утратило силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», содержавшее требования к отчетности управляющими организациями перед собственниками. Таким образом, в настоящее время формы ежегодной отчетности управляющих организаций, Правлений жилищных кооперативов, а также товариществ собственников недвижимости, перед собственниками помещений в многоквартирном доме и/или членами кооперативов и/или товариществ установлены исключительно Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее -Минстрой России) от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», которое не предусматривает формы отчетности организаций осуществляющих управление многоквартирными домами, а перечисляет только информацию, которая должна быть размещена в ГИС ЖКХ.
Для гражданина, не обладающего специальными знаниями, достаточно сложно разобраться в данной информации, составить объективное представление о характере, стоимости и качестве выполненных работ в разрезе каждого конкретного дома.
Кроме того, в Жилищном кодексе не содержится требование к предоставлению и утверждению собственниками отчетов о деятельности по управлению многоквартирным домом со стороны жилищно-строительных кооперативов. Зачастую это приводит к злоупотреблению со стороны руководящих органов данных организаций.
Законопроект призван устранить указанные правовые пробелы, обязав управляющие организации, ТСЖ и ЖСК предоставлять собственникам информацию о работе по управлению многоквартирными домами по форме, утвержденной Минстроем России.
Принятие законопроекта сделает процедуру получение информации об управлении многоквартирным домом более прозрачной и понятной, а также позволить защитить собственников помещений в многоквартирном доме от финансовых рисков, что будет способствовать снижению социальной напряженности. Законопроект не противоречит нормам Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, его принятие не требует пересмотра федерального бюджета.