ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан в целях расширения перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи в сфере ЖКХ и защиты интересов граждан, чьи права потребителей при оказании жилищных услуг были нарушены.
Действующей редакцией пункта 4 части 2 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ установлено, что государственные юридические бюро и адвокат, являющиеся участниками государственной систем бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в случаях защиты прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг).
Однако сфера жилищно-коммунального хозяйства характеризуется предоставлением собственникам жилья двух видов услуг: коммунальных и жилищных.
Как следует из приказа Росстата от 20.12.2023 № 668 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению», жилищные услуги охватывают следующие услуги: предоставление нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; содержание и текущий ремонт об его имущества в многоквартирном доме, в том числе: ремонт и эксплуатация лифтов; эксплуатация и ремонт мусоропроводов; уборка и санитарно-гигиеническая очистка внутриподъездных и придомовых территорий; капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет собственников помещений в многоквартирном доме; услуги по управлению многоквартирным домом.
Разделение услуг на жилищные и коммунальные закреплено и в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденном приказом Госстандарта от 31 января 2014 года № 14- ст), в соответствии с которым: — к жилищным услугам относятся в том числе следующие коды 68.32.1 Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, 81.10 Деятельность по комплексному обслуживанию помещений; — к коммунальным услугам отнесены коды 35.13 Распределение электроэнергии, 35.14 Торговля электроэнергией, 35.23 Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям, 35.30.3 Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) и т.д.
Ответственность за надлежащее оказание жилищных услуг в отношении многоквартирного дома в первую очередь несут сами собственники помещений в нем. Вместе с тем они обязаны выбрать один из трех способов управления своим домом, тем самым обеспечив квалифицированное предоставление жилищных услуг выбранным лицом. Это может быть управляющая организация, ТСЖ либо лицо, которое было выбрано собственниками, реализовавшими в своем доме непосредственное управление.
Как следует из вышеизложенного, к случаям оказания бесплатной юридической помощи не относятся нарушения прав потребителей, допущенные при оказании жилищных услуг. В то время как самыми частыми основаниями для претензий жильцов как раз является некачественно осуществленный текущий или капитальный ремонт дома, ненадлежащее использованиесостояние общедомового имущества многоквартирного дома, некачественный ремонт лифтов.
Нарушения в сфере оказания жилищных услуг зачастую влекут за собой создание угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан, крайне негативно влияют на качество проживания в многоквартирном доме.
Возможность получения бесплатной квалифицированной юридической помощи в таких случаях позволит гражданам, действуя в правовом поле, результативно отстаивать свои права на достойное качество оказываемых жилищных услуг.